12 июня в галереи ЗНУИ состоится открытие выставки «Час Тигра» художницы Эллайи. Согласно китайскому гороскопу не только каждый год, но и даже час имеет своего зодиакального покровителя. В «Час Тигра» с 3:00-5:00 утра мы видим самые красочные и запоминающиеся сны, отправляющие нас путешествовать по фантазийным мирам, являющимися преломленным отражением нашей реальной жизни.
Миры художницы Эллайи — это архаичная энергия в ее первозданном виде. Хоровод образов, возникающий на холстах отправляет зрителя в путешествие по глубинам собственного подсознания, заставляет встретиться со своими мечтами, снами и страхами. Это откровенный разговор о пережитом, свершенном и утраченном, при этом автор максимально откровенен и обнажен. Художница предоставляет на суд зрителю своеобразную исповедь, выраженную через мощнейшие выбросы энергии, визуальную квинтэссенцию ментальных впечатлений.
Вопросы, которые исследует художница, лежат в плоскости нефигуративной, абстрактной живописи, где главенствующая роль отводится цвету и фактуре. Монументальный подход к восприятию цветовых плоскостей в сочетании с практически скульптурной живописью создает ощущение вибрирующий поверхности. Эллайя смело осваивает, а скорее даже самостоятельно разрабатывает, чрезвычайно выразительную лексику художественных приемов.
Художница переживает один из интереснейших этапов творческого поиска: открытия своего собственного неповторимого художественного языка. Поиск этот лежит в плоскости цветового, а не линейного, решения композиции, когда цветовое пятно становится центром композиции, а одна живописная поверхность вступает в конфликт или взаимодействие с другой, рождая движение и трепет. С этой точки зрения, в триптихе «Город Золотой», «Мерцающая Тишина» и «Засыпает синий Зурбаган» автору удается создать эффект сумеречного мерцания поверхностей зданий, деревьев, дороги, выплывания силуэтов из опускающейся темноты. При этом, как в восточных гравюрах, сложно сказать, что именно является фоном: безграничное в своей глубине ночное небо или золотые силуэты, выступающие своеобразным камертоном, заставляющим звучать многогранную фактуру цвета «индиго».
Отдельной темой в творчестве Эллайи является поиск ритма и своеобразного «цветового» модуля в полотнах. Будь то энергичные диагонали и вертикали лаконичных мазков в работах «Особое состояние» и «Сочная», или сложносочиненные по цвету и форме вертикали в картине «Странный сон». Бесстрашно бросаясь в пучину живописного поиска, художница находит все новые и новые пути воплощения глубинных размышлений, выхода энергии в мир визуальных образов. Эти исследования приводят художницу в работах «СССР» и «Парадигма» к переосмыслению значения цветовой полосы, наделению ее особой смысловой функцией. В картине «СССР» автор обращается к архитепическому спору между кругом и квадратом, статикой и динамикой, что, безусловно, придает особое звучание размышлениям автора на тему ушедшей империи. Апофеозом этих исканий является работа «Серебряное озеро», где ритм мерцающих вертикалей обрамляет сферическую плоскость водоема, создавая разницу фактур, зримую прозрачность воды и плотность лесного массива.
Образы Эллайи уводят зрителя от мира реального в мир фантазий и грез, деформируя время и пространство, погружают его в круговорот метаморфоз,происходящих с нами во сне. «Сон Маргариты» — это, с одной стороны, своеобразный портал в этот загадочный мир, а с другой — ключ к пониманию творчества художницы. Живописная воронка, созданная спиралями черного, зеленого, индиго, в безумном круговороте омута втягивает зрителя в овал, в центре которого мистическая фигура ангела охраняет вход в этот таинственный мир, ставит под сомнения вашу готовность подвергнуть себя испытаниям совместного «сотворчества».
Тема замкнутого, разомкнутого или вращающегося круга словно лейтмотивом звучит в творчестве художницы: спирали черных линий в «Благородстве синего», скатывающееся стихийным салатовым водопадом «Колесо фортуны», загадочный золотой «нимб», словно охраняющий безмятежность «Сирени», и, наконец, сердце художницы — светящийся и переливающийся «Наутилус».
Язык художницы сложен, многогранен, метафоричен, однако, в то же самое время он парадоксально прост в своей искренности и обнаженности. Как только зритель готов воспринимать происходящее через призму чувств и эмоций, он без труда проникает в удивительный мир, наполненный энергией и бьющей, как из древнего источника, силой. Единственное, что требуется от стоящего перед холстами Эллайи — быть готовым отключить «рацио» и включить «сенсус», начать вибрировать вместе с драгоценными живописными поверхностями автора. Уснуть в «час тигра» и увидеть сон о самих себе.
Татьяна Родина
Искусствовед